За рамками холста: неконвенциональные медиумы в современном искусстве

Арт
Саша Шапиро

XX век бросил искусству множество вызовов — все они были приняты. Обращаясь к новым формам и материалам, решая не существовавшие ранее задачи, искусство радикально усложнилось и приобрело причудливые очертания. Всё чаще художники стали работать с неконвенциональными медиумами — с теми, которые не были популярны или попросту не существовали раньше. В поисках разгадки и обоснования новых медиумов мы обратимся к истории и переменам, произошедшим с миром и с нами.

Вторая мировая война показала несостоятельность представлений начала века об искусстве. Миллионы погибших, города в руинах, эмиграция, тоталитаризм и пропаганда — лишь часть наследства, полученного художниками второй половины XX века. Культура и её ценности должны быть пересмотрены и переизобретены — это имеет в виду Адорно, утверждая невозможность поэзии после Освенцима.

В послевоенные годы культурный ландшафт усложняется: за осмыслением травмы войны (как завершенной, так и новой, Холодной) последовали гражданская активность 60-70-х годов, расцвет поп-культуры, эпидемия СПИДа. Искусство реагировало на происходящее самыми разными способами: одни художники занимались политическими перформансами и акциями, другие отправились в поля и леса, отказавшись от стерильности галерей, а третьи, создавая масштабные инсталляции, сделали зрителя центром своих произведений. Самые большие скептики среди художников обратились к неконвенциональным медиумам — перформансу, инсталляции, хеппенингу и ленд-арту — сложным формам, которые с трудом вписывались в галерейное пространство.

Художница Нэнси Холт, тоже практиковавшая ленд-арт, стремилась создавать инсталляции, которые будут взаимодействовать с окружающей средой. В своём самом известном проекте «Солнечные туннели» она дала возможность зрителям по-новому посмотреть на окружающий их ландшафт: посреди пустыни она разместила бетонные трубы с отверстиями, которые по-разному реагировали на положение Солнца и создавали необычные световые эффекты.

Нэнси Холт, «Солнечные туннели», 1973-76