Тотальная инсталляция — форма художественного высказывания, получившая распространение в XX веке, и по-прежнему не утратившая своей актуальности, ее главная задача — погрузить зрителя максимально глубоко в авторское пространство художника. Однако, теперь уже кажется недостаточным предложить зрителю просто подумать и прочувствовать художественное произведение, необходимо вызвать долгую, порой болезненную рефлексию, способную изменить представление о привычном укладе жизни. Именно поэтому современные художники прибегают к формам полного погружения, используя не только визуальные способы восприятия, но и активируя остальные органы чувств: слух, обоняние и осязание.

Процессу осмысления как важной части почти любой инсталляции, а тотальной в особенности, определено центральное место. При том, чем выше степень субъективизма в этом осмыслении, тем произведение концептуально более цельное. Кроме того, нельзя исключать ещё один принципиальный компонент искусства инсталляции — дешифровку как ключевой элемент погружения в мир художника. Таким образом, зритель, сам не осознавая этого, добровольно включается в игру поиска смыслов, предложенную и спланированную автором. Подобным лабиринтом стала тотальная инсталляция Прешес Окойомон «Увидеть Землю перед концом света», представленная на Венецианской биеннале 2022 года, где кураторы предложили осмыслить роль женского авторства в художественных процессах. В работе Окойомон звучала не только тема глобальной эпидемии, охватившей мир в 20-годы XXI века, но и мысль о природной реинкарнации. Комната, в которой расположилась тотальная инсталляция художницы, могла бы быть сопоставима с известным экспериментом под названием «Кот Шрёдингера», в котором жизнеспособность животного будет доказана лишь в момент открытия ящика.

Российская художественная арена выдвигает в XX-XXI веках своих авторок, которые органично вписываются в мировой контекст, не менее остро высказываясь на темы современности, социально-политических реалий, феминизации, равноправия и не только. Пионеркой в отечественном искусстве тотальной инсталляции стала Ирина Нахова, опережая на несколько лет эксперименты легендарного Ильи Кабакова, создавшего проекты, ставшие классикой — «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», 1985г. и, конечно же резонансный «Туалет», 1992г., — Ирина Нахова уже в начале 1980-х годов создаёт свои проекты под общим называнием «Комната» («Комната № 1» появляется в 1983 году). Творчество практически всех неофициальных художников того времени объединяла идея эскапизма — бегства от реальности, в то время от брежневского застоя и всеобщей несвободы. Свою московскую квартиру Ирина Нахова трансформировала в персонализированное пространство предполагаемого комфорта, создав некую белую чашу, оклеенную вырезками из тогдашних модных журналов.

Илья Кабаков, «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», 1985

Ирина Нахова, «Комната 1»

Ирина Нахова, «Комната 2»

Ирина Нахова, «Комната 4»

Сегодня тотальная инсталляция уже не только дискуссионное пространство остросовременных тем и проблематик, а вид синтетического искусства, наряду с кинематографом, способный встряхнуть все чувственные рефлексы человечества.