Задать вопрос
Вы можете написать нам или позвонить c вопросом в любое время
12-24 декабря 2023, Si19
ПЕРВЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ ОНЛАЙН-ГАЛЕРЕИ SHIFT ПОСВЯЩЁН ТЕМЕ ЗАТМЕНИЯ. ЗАТМЕНИЮ ВО МНОГИХ КОННОТАЦИЯХ — КАК ПРИРОДНОЙ АНОМАЛИИ, ИЗДРЕВЛЕ ПУГАВШЕЙ ЛЮДЕЙ, ИЛИ УТРАТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯСНО МЫСЛИТЬ, ВЕДУЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В «ТЁМНЫЕ ВЕКА».
Текст: Сергей Гуськов
Фото: Маргарита Умнова, Павел Смирнов
Дизайнер: Полина Лужина
Объекты, живописные работы и картины, представленные на выставке, обыгрывают тему постапокалиптического будущего с разным настроением: от лёгкого принятия неизбежной катастрофы и осмысленного конструирования нового мира до тяжёлой ностальгии по привычному порядку вещей.
«Когда вернётся солнце», экспозиция, 2023
Людей древности пугали затмения. Они придумывали этому явлению объяснения одно страшнее другого. Точно так же современного человека ужасает перспектива отключения электросетей, перебоев со связью, недоступности привычных сервисов и особенно отсутствия интернета. Помимо этого, может померкнуть свет разума — тогда наступит эра варварства. Подобные явления, обозначаемые взятым из английского языка термином «блэкаут», в любом из возможных выражений оказываются чудовищным вариантом развития событий, где, как костяшки домино, катастрофические последствия стремительно приводят одно к другому. Неконтролируемая цепная реакция лишает нас всех накопленных за тысячелетия благ. Ещё пару часов назад находившееся в зоне комфорта человечество обнаруживает себя среди руин.
В 1857 году корональный выброс массы привёл к магнитной буре, которая вывела из строя телеграфы. После солнечной вспышки в 1989 году Квебек остался без света, а в СССР была нарушена радиосвязь. Город нашего времени — электросад. В нём — электропляж: там под воздействием вспышки солнечной энергии он может дать сбой. Блэкаут — вне территориальных границ.
Жанр постапокалипсиса — как и вполне реальные события из прошлого, вроде коллапса бронзового века или падения Рима — учит нас, что даже на максимально драматической ноте история не заканчивается. Она спокойно продолжается после очередного конца света. Новый мир, подобно сорной траве, растёт из остатков старого. Уцелеть в нём удаётся только тем, кто способен перебороть онемение от ужаса и принять катастрофу как близкого родственника, который может вести себя как угодно отвратительно, но отказаться от него, по совести, нельзя. Глубоко прочувствовав всеобщее падение и пропустив через себя случившийся кошмар во всей полноте, человек скорее всего сойдёт с ума. А если его разум выдержит, то затем он уже с нечеловеческим, почти божественным интересом будет наблюдать за крушением основ. Как объяснял поэт Константин Вагинов, в подобные эпохи сломов появляются люди, «очарованные зрелищем гибели» — он сам был таким свидетелем.
«Край» — это пространство без времени и координат. Внутренний и внешний предел, который достигает человек в определённый момент своей жизни. Для художника этот «край» — область бессознательного, в которую он погружается изо дня в день. Там властвуют страхи, тревоги, скрытые переживания, высвобождающиеся в артефактах-символах, по которым можно проследить путь погружения в глубины своей сущности.
Символы, которые замечает зритель в произведениях, — проводники и опорные пункты, отражающие те или иные эмоции, психологические состояния. Существование объектов в неопределённом пространстве здесь не является определением тёмной стороны бытия, а лишь подразумевает отказ от какого-либо детерминирования (временного или локального).
В проекте «(не)существующее» можно увидеть фотографии постапокалиптического мира будущего, существующего в виде 3д-модели, зафиксированные аналоговым методом. Так, ещё не случившиеся события архивируются, словно уже давно имели место, а цифровое становится материально зафиксированным.
Часто, смотря на улицу через завешенные тюлем окна, мы видим лишь размытые силуэты, фрагменты улицы. Слепящее солнце и вовсе мешает разглядеть хоть какие-то детали. Угадывая, что же происходит за пределами помещения, видим ли мы то, что на самом деле происходит вокруг нас?
КОРОТКИЙ МИГ ОСОЗНАНИЯ КАТАСТРОФЫ СХОЖ С ПРОСВЕТЛЕНИЕМ, КОГДА ЛИШНИЕ МЫСЛИ, ОБЫЧНАЯ, ПОВСЕДНЕВНАЯ ЧЕПУХА, — ВСЁ ИСЧЕЗАЕТ.
Анна Комарова, «Сияние», 2023
Быть очевидцем конца света и его последствий не обязательно означает метаться в агонии. Можно следить за происходящим, сидя на шезлонге с коктейлем в руке. Это вовсе не отменяет трансформацию психики, описанную ранее. Скорее такое поведение продемонстрирует высокий уровень принятия и смирения. Короткий миг осознания катастрофы схож с просветлением, когда лишние мысли, обычная, повседневная чепуха, — всё исчезает. Суть мира молниеносно схватывается. А дальше человек уже совсем другими глазами видит новое небо, новую землю и выглядывающее из тьмы, словно ничего и не случилось, солнце.
Алиса Мюдеррисоглу, Из серии «Живая кожа», 2023
Скульптурный объект отсылает нас к теме археологии, а если точнее, к раскопкам в местах, как Геркуланум и Помпеи, которые были практически стёрты с лица земли резкой и непредвиденной катастрофой. Пара людей застигнута врасплох во время безмятежного сна, но сила любви бесконечна и память о ней будет жить.
Кураторы: Сергей Гуськов, Дарья Кузнецова
Команда проекта выражает благодарность галерее Si19